По требованиям законодательства, вступившим в силу с первого января 2013 года, каждое предприятия должно вести бухгалтерскую документацию. В том числе те организации, которые работают на упрощённой системе налогообложения. В чём же сущность и значение бухгалтерской отчётности? Давайте попробуем разобраться.
Согласно требованиям Министерства финансов, каждое предприятие должно отражать результат своей деятельности документально, в частности – вести учёт всех активов и обязательств. Проще говоря, выплатил работникам заработную плату – составь ведомость, взял кредит в банке – сохрани экземпляр договора и корешки о выплатах, отправил секретаря купить кофе – сохрани чек и внеси потраченную сумму в отчёт о расходах и так далее. То есть каждая хозяйственная, имущественная, финансовая и иная операция – даже покупка шариковой ручки – должна быть зафиксирована.
Бухгалтерская отчётность составляется на основе первичных документов и содержит совокупность сведений о предприятии и его состоянии. Это единая система данных и она выполняет очень важную функцию. Она позволяет осуществлять государственный контроль деятельности организаций. Благодаря чему это возможно? Во-первых, в отчётности содержится максимальное количество данных за определённый временной промежуток (при необходимости отчёты можно подготовить хоть за весь период существования предприятия). Во-вторых, данные удобно структурированы, что позволяет специалисту легко разобраться в потоке цифр и сведений и сделать выводы об успешности деятельности предприятия.
Следовательно, сущность бухгалтерской отчётности – это обобщение данных текущего бухгалтерского учёта в виде удобных таблиц, графиков и прочих установленных форм, а также предоставление этих сведений руководителям предприятий, контролирующим органам, потенциальным инвесторам, партнёрам, клиентам или другим лицам согласно их правам, установленным законодательно или внутренним документам предприятия. Обычно отчётность составляется по мере необходимости: как итог деятельности за календарный год, по требованию проверяющей комиссии или руководства и так далее.
Отчётность можно классифицировать по периодичности составления (годовая и промежуточная), назначению (внешняя и внутренняя), степени обобщения данных (первичная и сводная), по видам и по экономическому содержанию.
В зависимости от задач, которые должны решить бухгалтерские отчёты, в них могут быть внесены сведения о деятельности всей организации или же об отдельных филиалах, отраслях производства или структурных подразделениях. В зависимости от назначения – внутреннего или внешнего – данные также могут различаться. В публичную отчётность могут включаться лишь общие сведения и показатели, в то время как во внутреннюю входят самые полные и подробные данные.
Бухгалтерские отчёты, содержащие обобщённые данные, должны решать следующие задачи:
- выбор только существенных показателей, имеющих значение для того лица, которому предназначается отчёт, второстепенные сведения при этом отсекаются;
- отражать информацию, достаточную для финансового анализа, давать возможность для оценки состояния имущества и его источников, платёжеспособности и финансовой устойчивости предприятия, а также позволяющую наметить пути развития;
- отчётность должна содержать сведения, позволяющие сравнить отклонение существующих показателей от плановых. На основании этих данных можно оценить качество планирования, определить потенциальные резервы для улучшения показателей, о работе предприятия в целом. Также по сведениям, содержащимся в итоговых документах, можно планировать дальнейшую стратегию развития организации;
- отчётность должна служить основным средством коммуникации между внутренними пользователями (руководством и штатом) и внешними (инвесторами, акционерами, клиентами и так далее). Следовательно, информация должна быть сформирована и структурирована по определённым показателям, которые будут понятны всем.
Бухгалтерская отчётность - это та сфера, к которой нужно подходить со всей серьёзностью и большой ответственностью, а главное, владеть нужными знаниями и умениями. Для этого необходимо получить специальное профессиональное образование, а также иметь большой багаж знаний и опыта. Необходимо уметь пользоваться бухгалтерской программой, разбираться и понимать, как применить знания на практике. Ведение учёта и подготовка отчётности - тяжёлый труд, связанный с серьёзной ответственностью, требующий большого внимания и сосредоточенности.
Качественно проведённое бухгалтерское обслуживание решает любые вопросы, связанные со сдачей отчётности. Мы будем рады помочь вам в подготовке годовой отчётности за 2015 год, причём объём необходимой помощи вы определяете сами: это может быть ввод первичных документов, формирование и проверка отчётов, отправка по электронным каналам связи.