Печать

     В соответствии со статьёй 4.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» страхователь обязан выдавать застрахованному лицу в день прекращения работы или по письменному заявлению застрахованного лица после прекращения работы у данного страхователя не позднее трёх рабочих дней со дня подачи этого заявления справку о количестве календарных дней, приходящихся в указанном периоде на периоды временной нетрудоспособности.

     Форма справки утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30 апреля 2013 года № 182н. Однако в справке не содержатся сведения о днях, приходящихся отдельно на получение пособия по временной нетрудоспособности в связи с необходимостью осуществления ухода за больным ребёнком. Это затрудняет подсчёт календарных дней, установленных Законом № 255-ФЗ для выплаты данного пособия. Работодатель по новому месту работы по такой справке не может установить, нужно ли выплачивать сотруднику пособие по уходу за больным ребёнком и за сколько дней.

      ФСС РФ в Письме от 24 мая 2016 года № 02-11-09/15-05-128ОП отмечает, что ответственность в случае неправильного начисления и выплаты пособия всё равно лежит на руководителе и главном бухгалтере предприятия нового работодателя. Для исключения случаев неправильного начисления пособий ФСС рекомендует сотруднику, обратившемуся за пособием, получить справку с предыдущего места работы о том, сколько дней в текущем календарном году приходилось на временную нетрудоспособность, связанную с необходимостью ухода за каждым больным ребёнком. Если это невозможно, сотрудник, по мнению ФСС, может обратиться в медицинские организации за получением сведений о количестве календарных дней, приходя-щихся на уход за больным ребёнком. Последняя «рекомендация» выглядит нелогично. Например, сотрудник по месту работы несколько раз получал пособие по своей болезни и ни разу не получал пособие по уходу за больным ребёнком, а по новому месту работы он обратился за получением пособия по уходу за больным ребёнком. Бухгалтер по новому месту работы на основании предоставленной справки не может установить, какого вида пособие получал сотрудник по прежнему месту работы. Значит, по логике ФСС, он не должен начислять пособие сотруднику до тех пор, пока тот не представит справку с расшифровкой видов пособия с прежнего места работы, а если это невозможно — справки из всех медицинских учреждений, в которых сотруднику выдавали больничные листы. При этом законом такая обязанность на сотрудника не возложена.

     Тем не менее ФСС подчёркивает, что «застрахованные лица обязаны представлять страхователю достоверные документы (сведения), на основании которых выплачивается страховое обеспечение. В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособия по временной нетрудоспособности, виновные лица возмещают страховщику причинённый ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

     Бухгалтерам при начислении пособия по уходу за больным ребёнком сотрудникам, работавшим в течение текущего года у других работодателей, надо быть бдительными, иначе можно «нарваться» на штраф.

      Для регионов, где действует пилотный проект, эта проблема не актуальна. Для бухгалтеров Калужской области и некоторых других регионов, где пилотный проект начал действовать с 1 июля 2016 года, рекомендуется проверить обоснованность начисления таких пособий за 1-е полугодие 2016 года.

     Напомним, что пособие по уходу за больным ребёнком в возрасте от 7 до 15 лет выплачивается не более чем за 45 дней в году, а в возрасте до 7 лет не более чем за 60 дней в году по всем случаям ухода за этим ребёнком.

185 ребенок