Чек-лист. Как избежать глупых ошибок, ведущих к фатальным последствиям

     В последнее время в бизнес-литературе всё чаще встречается словосочетание «чек-лист». Так что же это такое? В интернете можно найти следующее определение:

     Чек-лист (Check list – контрольный список) – список, содержащий ряд необходимых проверок для какой-либо работы.

     Идея использования чек-листа или списка последовательности действий не нова. Многие используют эту идею, не называя её чек-листом, просто составляя обычный список дел. Перед походом в магазин большинство из нас составляют список покупок, чтобы не забыть что-то купить. Этим приёмом пользовались и в далёком прошлом. Без соблюдения определённой последовательности действий, вряд ли в средние века рыцарь смог бы надеть доспехи. Активно использовать чек-лист в том виде, в котором мы привыкли его видеть сейчас, стали сравнительно недавно. Историю появления этого метода описал в своей книге «Чек-лист. Как избежать глупых ошибок, ведущих к фатальным последствиям» Атул Гаванде. Самое занимательное в этой книге, что автор не является предпринимателем или бизнес-тренером: Гаванде – прекрасный хирург. В своей книге он рассказывает историю появления и внедрения чек-листов в медицинских учреждениях, точнее в палатах интенсивной терапии. Но медицинские работники были не первыми, кто начал использовать чек-листы. Первыми были авиаторы, а поводом послужила трагическая история, с которой и начинается эта книга.база знаний шутка

     30 октября 1935 года ВВС США проводил испытательные полёты новых моделей самолётов. Новая модель 299 компании Boeing была самой привлекательной из всех представленных: быстрая и имеющая самую большую дальность полёта. Самолёт разогнался, плавно взмыл вверх и набрал высоту. Затем он замер, завалился на одно крыло, упал и взорвался. Двое из пяти членов экипажа погибли. Расследование показало, что никаких механических поломок не было, причиной аварии стала ошибка пилота. Этот самолёт оказался намного сложнее предыдущих, поэтому лётчику необходимо было выполнять много различных действий, и шанс что-то забыть резко возрос. Пилот Хилл забыл разблокировать управление рулями направления и высоты. Эта ошибка стоила ему жизни.

     Тем не менее военные закупили несколько самолётов для проверки в реальных условиях. Группа лётчиков-испытателей собралась вместе, чтобы выработать план действий. Пилоты не посчитали нужным увеличить срок тренировки пилотов, а вместо этого летчики предложили гениальную по своей простоте вещь: они создали чек-лист. Чек-лист получился простым, кратким и чётким. В нём были записаны вопросы, на которые пилот должен поэтапно отвечать при взлёте, полёте, посадке и рулении, умещались они на одной небольшой карточке.

     Идея использования чек-листа в медицине принадлежит Питеру Проновосту, специалисту по интенсивной терапии. Врачам приходится делать большое количество действий за минимальное время и нарушение их последовательности может стоить жизни пациенту. Питер составил перечень того, что нужно делать при решении всего одной из сотен задач, которые решают в течении одного дня врачи реанимации. Результат превзошёл все ожидания: смертность при проведении этой процедуры стала приближаться к нулю.

     Книга А. Гаванде изобилует медицинскими терминами, но история использования сначала одного чек-листа, затем и ряда других в одной больнице, история распространения этого метода на другие медицинские учреждения захватывает. Автор отмечает, что не всегда чек-лист может быть полезен, и в своём труде излагает очень интересную классификацию проблем, которые можно и нужно решать, используя чек-листы. Наиболее эффективны чек-листы в решении простых задач, которые состоят из определённой последовательности действий. Но и при решении сложных задач их успешно используют, примером может послужить график строительства.

     Прочитав эту книгу, можно составить критерии, которым должны удовлетворять хорошие чек-листы.

  • Чек-лист должен умещаться на одном листе. Его использование должно быть простым: взял в руки и отметил выполнение всех этапов.
  • В чек-листе указываются только основные этапы, которые может пропустить даже опытный сотрудник.
  • Описание этапов должно быть простым и кратким, не приветствуются длинные формулировки. При написании приветствуется профессиональный сленг и профессиональные термины.
  • Чек-лист обязательно надо протестировать, то есть проверить его использование на практике. Лучше для этого использовать сотрудника, который не принимал участия в написании этого документа.
  • Все замеченные ошибки надо обязательно исправлять в чек-листе, тогда со временем он станет рабочим инструментом.
  • Не рекомендуется выделять что-то различными цветами, так как это отвлекает внимание.

     При составлении чек-листов нужно помнить, что чек-лист не инструкция. По нему нельзя обучить нового сотрудника, в нём не перечисляют все детали выполнения этапа, все действия, которые необходимо сделать. Это подсказка для уже обученного специалиста, список и последовательность его действий.

     Если вы сами никогда не составляли чек-листов, то начните с самого простого, который поможет вам собраться на работу:

  • очки,
  • телефон,
  • кошелёк,
  • завтрак,
  • зонтик, если на улице дождь.

     Успехов вам в создании и использовании чек-листов!

Голец

Татьяна Голец, заместитель директора по качеству

Опрос
Всего 3 простых вопроса

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и статистических исследований, обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

Принять