Управление бизнес-процессами на современном предприятии

     «Управление бизнес-процессами на современном предприятии» тема достаточно актуальная. Сегодня у российского топ-менеджмента уже сформировалось чёткое понимание того, что путь к эффективному бизнесу лежит через правильно выстроенные, гибкие и адаптируемые бизнес-процессы, через согласованные правила реализации этих процессов.

Речь идёт о реализации процессного управления в управлении бизнесом.

      Современное предприятие является сложной системой. Для эффективного управления им требуется разнообразие применяемых инструментов и методов, направленных в первую очередь на достижение конкретных целей и задач с наименьшими затратами. Тема большая и многогранная. С чего начать знакомство читателей?

     Управление бизнес-процессами – с одной стороны знакомая фраза, с другой стороны, попробуйте ответить на вопросы: «Что такое бизнес-процессы?», « Какие они бывают?», « Почему ими надо управлять?». Односложно ответить не получится. Управление бизнес-процессами – это одна из систем управления предприятием со своими правилами, определениями, терминологией. И прежде чем писать о её построении, я решила дать определения тем терминам, которые используются при описании и внедрении системы управления.

     BPM – сокращение, образованное от английского Business Process Management. Business Process Management – управление бизнес-процессами: концепция процессного управления организацией, рассматривающая бизнес-процессы, как особые ресурсы предприятия.

     BPMS (Business Process Management Suite) - это программное обеспечение для управления бизнес-процессами и административными регламентами. В литературе, посвящённой бизнесу, встречается употребление терминов BPM-система и просто BPM. Использование BPMS позволяет организовать эффективное взаимодействие между всеми участниками процесса.

     Процесс – это устойчивая, целенаправленная, последовательность действий, представляющая ценность для потребителя. Важно отметить, что у каждого процесса есть потребитель – клиент, который заинтересован в его результатах. Не может быть процесса без клиента. Очень часто под процессом понимают порядок действий, происходящий однократно. Это неправильное толкование. Процесс – это то, что повторяется регулярно в одной и той же последовательности.

186 База знаний

     Процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы. Такое определение процесса можно встретить в стандартах менеджмента качества.

     Бизнес-процесс – это совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей. Существуют три основных вида бизнес-процессов:

     Управляющие – бизнес-процессы, которые управляют функционированием системы управления компании. Примерами управляющего процесса могут служить стратегический менеджмент и корпоративное управление.

     Операционные – бизнес-процессы, которые составляют основу деятельности компании. Примерами операционных бизнес-процессов являются оказание услуг, производство, маркетинг и продажи.

     Поддерживающие – это бизнес-процессы, обслуживающие основной бизнес. Например, подбор и обучение персонала, техническая поддержка, АХО.

     Бизнес-процесс начинается со спроса потребителя и заканчивается продажей или оказанием услуги. Процессно-ориентированные организации стараются устранять барьеры и задержки, возникающие на стыке двух различных подразделений организации при выполнении одного бизнес-процесса.

     Определим основные понятия, связанные с процессами.

     Цели процесса – изменения, значимые для клиентов, которые осуществляются в ходе выполнения процесса.

     Входы – это материальные или нематериальные ресурсы, которые нужны, чтобы процесс выполнялся.

     Выходы – это продукты и услуги, создаваемые на выходе процесса, которыми пользуются клиенты процесса.

     Исполнители процесса – сотрудники компании, выполняющие определённые функции в процессе.

     Клиенты – потребители результатов процесса. Клиенты – это те, кто получает выгоду от процесса и использует его результаты. Процесс создается и совершенствуется в интересах клиентов, которых он обслуживает. Именно ориентация на клиента является главной ценностью процессного подхода.

     Ресурсы процесса – деньги, информация, материальные ресурсы, поступающие на вход процесса, используемые для производства результатов (продуктов и услуг).

     Поставщики – лица или организации обеспечивающие процесс ресурсами.

     Владелец процесса – это лицо, которое обладает достаточными полномочиями, властью, ресурсами, чтобы обеспечить успешное выполнение процесса и достижение его цели. Владелец процесса имеет полномочия изменять его, улучшать и совершенствовать.

     Показатели процесса – критерии, используемые для измерения результативности, эффективности, качества и производительности процесса.

     Содержание процесса – краткое описание действий, осуществляемых в ходе процесса в объёме нескольких предложений.

(Продолжение следует...)

Татьяна Голец,

руководитель группы качества

 

Опрос
Всего 3 простых вопроса

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и статистических исследований, обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

Принять