Вспомните известный советский мультфильм «Ох и Ах». История про двух друзей-соседей. Ах – добряк и шутник, на всё смотрит оптимистично, и потому у него всё получается. Ох, напротив, вечно чем-то недоволен, везде находит причину, чтобы вздохнуть. Поэтому у него дела не клеятся.
Как показывает практика и наблюдения, около 90% сотрудников – это «Охи». Есть ярко выраженные «негативщики», есть молчаливые ворчуны, но суть от этого не меняется.
Их отличительная черта в том, что, сталкиваясь с маломальской проблемой, они предпочитают её НЕ решать. Зато они очень любят «хныкать» и жаловаться окружающим (коллегам, родственникам, друзьям и т.д.) на нереальную сложность своих проблем. Причём во всех ударах судьбы виноваты, по мнению «Оха», разные внешние обстоятельства: начальство (государство, правительство) не то, страна не та, люди не те и т.п. Ближайшее окружение сочувствует «Охам», тем самым, оказывая им медвежью услугу. У человека формируется — позиция «жертвы». Сразу отметим, что это достаточно комфортная позиция: не надо ничего делать, да при этом ещё и сочувствуют!
Более полные различия между «Охами» и «Ахами» приведены в таблице.
Любимые фразы «Охов»: «это нереально…», «всё равно не получится, потому что…», «начальство любит ставить задачи, а пахать нам», «это не принесёт обещанной прибыли», «мы это уже пробовали, это бесполезно» и т.д.
Основная задача руководителя при работе с сотрудниками-«Охами» – научить их решать проблемы самостоятельно. Однако, такие устремления руководства натыкаются, как правило, на сопротивление самого сотрудника. Выталкивать человека с позиции «жертвы» непросто. Он к ней привык, ему комфортно в своей «маленьковости». Переход с позиции «жертвы» на позицию творца своей жизни происходит небыстро и болезненно. Идёт ломка сложившегося стереотипа.
При жалобе сотрудника на какую-то проблему ему полезно задать следующие вопросы:
- Что тебе мешает решить эту проблему?
- Что ты предлагаешь сделать?
- Когда ты это сделаешь?
Нужно быть готовым к тому, что на эти вопросы жалующийся сотрудник не сможет сразу ответить. В этом случае разумно будет предложить ему самому подумать, а затем с вариантами решения подойти к руководителю.
Вы можете разместить у себя в кабинете (на рабочем столе, на стене) стимулирующую надпись: «Приходишь с проблемой – неси предложения!» и всем сотрудникам, которые подходят к вам с «голыми» проблемами, указывать на этот девиз.
Помогает…
Пример
Вы спрашиваете сотрудника, пришедшего к вам с проблемой: «Что ты предлагаешь сделать?» В ответ слышите типовую отговорку: «Я не знаю». Как реагировать в этом случае? Здесь очень хорошо проходит такой метод. На некоторое время станьте «Охом» сами.
Пример такого диалога:
Руководитель:
- Что ты предлагаешь?
Сотрудник:
- Я не знаю...
Руководитель:
- И я не знаю…
Сотрудник:
- Ну скажите, что делать-то?
Руководитель:
- Не знаю, что тебе сказать…
Сотрудник:
- Ну вы же руководитель, решайте что-нибудь....
Руководитель:
- Ну вот, я и решаю, что этим вопросом займёшься ты…
Рекомендации
Почти каждый человек время от времени находится в позиции «жертвы». «Охов» хватает и среди руководителей. Поэтому лучший способ помочь своим сотрудникам — самому перестать сетовать на судьбу, а относиться к жизни и проблемам более созидательно.
Подключайте «Охов» к участию в благотворительных проектах компании. Встреча с людьми, оказавшимися в тяжёлых жизненных ситуациях, позволяет переоценить собственные проблемы.
Человек начинает мыслить более адекватно и позитивно.
Автор — Алексей Фомин (по материалам сайта http://www.prodaznik.ru)