Как работать с сотрудниками-«нытиками»?

Вспомните известный советский мультфильм «Ох и Ах». История про двух друзей-соседей. Ах – добряк и шутник, на всё смотрит оптимистично, и потому у него всё получается. Ох, напротив, вечно чем-то недоволен, везде находит причину, чтобы вздохнуть. Поэтому у него дела не клеятся.

 

Как показывает практика и наблюдения, около 90% сотрудников – это «Охи». Есть ярко выраженные «негативщики», есть молчаливые ворчуны, но суть от этого не меняется.

ахох

Их отличительная черта в том, что, сталкиваясь с маломальской проблемой, они предпочитают её НЕ решать. Зато они очень любят «хныкать» и жаловаться окружающим (коллегам, родственникам, друзьям и т.д.) на нереальную сложность своих проблем. Причём во всех ударах судьбы виноваты, по мнению «Оха», разные внешние обстоятельства: начальство (государство, правительство) не то, страна не та, люди не те и т.п. Ближайшее окружение сочувствует «Охам», тем самым, оказывая им медвежью услугу. У человека формируется — позиция «жертвы». Сразу отметим, что это достаточно комфортная позиция: не надо ничего делать, да при этом ещё и сочувствуют!

Более полные различия между «Охами» и «Ахами» приведены в таблице.
нытики таблица

Любимые фразы «Охов»: «это нереально…», «всё равно не получится, потому что…», «начальство любит ставить задачи, а пахать нам», «это не принесёт обещанной прибыли», «мы это уже пробовали, это бесполезно» и т.д.

Основная задача руководителя при работе с сотрудниками-«Охами» – научить их решать проблемы самостоятельно. Однако, такие устремления руководства натыкаются, как правило, на сопротивление самого сотрудника. Выталкивать человека с позиции «жертвы» непросто. Он к ней привык, ему комфортно в своей «маленьковости». Переход с позиции «жертвы» на позицию творца своей жизни происходит небыстро и болезненно. Идёт ломка сложившегося стереотипа.

При жалобе сотрудника на какую-то проблему ему полезно задать следующие вопросы:

- Что тебе мешает решить эту проблему?

- Что ты предлагаешь сделать?

- Когда ты это сделаешь?

Нужно быть готовым к тому, что на эти вопросы жалующийся сотрудник не сможет сразу ответить. В этом случае разумно будет предложить ему самому подумать, а затем с вариантами решения подойти к руководителю.

Вы можете разместить у себя в кабинете (на рабочем столе, на стене) стимулирующую надпись: «Приходишь с проблемой – неси предложения!» и всем сотрудникам, которые подходят к вам с «голыми» проблемами, указывать на этот девиз.

Помогает…

Пример

Вы спрашиваете сотрудника, пришедшего к вам с проблемой: «Что ты предлагаешь сделать?» В ответ слышите типовую отговорку: «Я не знаю». Как реагировать в этом случае? Здесь очень хорошо проходит такой метод. На некоторое время станьте «Охом» сами.

Пример такого диалога:

Руководитель:

- Что ты предлагаешь?

Сотрудник:

- Я не знаю...

Руководитель:

- И я не знаю…

Сотрудник:

- Ну скажите, что делать-то?

Руководитель:

- Не знаю, что тебе сказать…

Сотрудник:

- Ну вы же руководитель, решайте что-нибудь....

Руководитель:

- Ну вот, я и решаю, что этим вопросом займёшься ты…

Рекомендации

Почти каждый человек время от времени находится в позиции «жертвы». «Охов» хватает и среди руководителей. Поэтому лучший способ помочь своим сотрудникам — самому перестать сетовать на судьбу, а относиться к жизни и проблемам более созидательно.

Подключайте «Охов» к участию в благотворительных проектах компании. Встреча с людьми, оказавшимися в тяжёлых жизненных ситуациях, позволяет переоценить собственные проблемы.

Человек начинает мыслить более адекватно и позитивно.

 

Автор — Алексей Фомин (по материалам сайта http://www.prodaznik.ru)

Опрос
Всего 3 простых вопроса

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и статистических исследований, обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

Принять