Обратите внимание: | новости партнеров:

      При регистрации нового предприятия учредитель обязан обратиться в налоговую инспекцию путём подачи заявления по форме Р11001. Вопрос о том, насколько подробно нужно указывать в таком заявлении адрес местонахождения предприятия, рассматривался в Верховном Суде РФ (Определение от 30 марта 2018 года № 303-КГ18-1615).

     Жительница города Владивостока Адаменко К.В. подала в налоговую инспекцию заявление о регистрации ООО «Ателье мебели» по адресу: г. Владивосток, ул. Нерчинская, 40. Для подтверждения достоверности сведений об адресе юридического лица она предоставила гарантийное письмо от собственника нежилого помещения с согласием предоставить помещение в аренду и свидетельство о государственной регистрации права на нежилое помещение. Заметим, что требований о предоставлении этих документов законодательство не содержит. 

     Налоговый орган отказал заявительнице в регистрации, указав, что в заявлении по форме № Р11001 на странице 002 в п. 2.9 не указан детальный элемент адреса, а именно офис (квартира и т.п.) юридического лица. Согласно сведениям ЕГРЮЛ по адресу г. Владивосток, ул. Нерчинская, д.40 зарегистрировано 229 юридических лиц. Из этого следует, что указанный адрес обладает признаком «массовой регистрации», что, по мнению налогового органа, уже по этому признаку может явиться самостоятельным основанием для отказа в государственной регистрации. 

     Адаменко обратилась в арбитражный суд с требованием обязать налоговый орган зарегистрировать её предприятие по указанному адресу. Арбитражный суд Приморского края поддержал требование Адаменко. Вот аргументы суда. 

     На основании пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа. 

     Статья 12 Закона № 129-ФЗ содержит исчерпывающий перечень документов, представляемых для государственной регистрации создаваемого юридического лица. К таким документам в силу подпункта «а» названной статьи относится подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утверждённой уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. 

     В пункте 1.1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ установлено, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. 

     Приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 года № ММВ-7-6/25 утверждены форма № Р11001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании» и Требования к оформлению документов. 

     Пунктом 2.9 формы № Р11001 (лист 002) предусмотрено указание в составе адреса юридического лица таких элементов, как вид помещения, в котором располагается соответствующее юридическое лицо (офис, квартира и т.п.), и номер данного помещения. 

     Согласно пункту 2.3 Требований к оформлению документов в пунктах 2.3-2.9 показатели заполняются при наличии в адресе сведений о соответствующем элементе. Из анализа вышеназванных норм следует, что информация в заявлении по форме № Р11001, отражённая в пунктах 2.3-2.9, должна заполняться в соответствии со сведениями, отражёнными в соответствующих правоустанавливающих документах, подтверждающих точный адрес регистрации будущего юридического лица. 

     Основанием для отказа в государственной регистрации общества послужило то обстоятельство, что в п. 2.9 заявления по форме № Р11001 не указан детальный элемент адреса, а именно: офис (квартира и т. п.).

     Однако во всех документах адрес ООО «Ателье мебели» указан без указания номера офиса: в заявлении о регистрации, в уставе предприятия, в гарантийном письме от собственника нежилого помещения с согласием предоставить помещение в аренду, и в свидетельстве о государственной регистрации права на нежилое помещение, в котором нежилое помещение не разделено на офисы. 

     По мнению суда, у налоговой инспекции не было оснований отказывать заявителю в регистрации предприятия, и суд признал незаконным решение налоговой инспекции об отказе в регистрации предприятия. 

     Налоговый орган обжаловал это решение суда в Пятом арбитражном апелляционном суде, который, опираясь на те же нормы законодательства, пришёл к противоположным выводам. 

     Основной аргумент суда в пользу своего вывода был: недостоверность указанного в заявлении адреса. Суд отметил, что в соответствии с требованием статьи 12 Закона № 129-ФЗ в заявлении, представляемом на государственную регистрацию в частности подтверждается, что представленные учредительные документы достоверны, то есть, на заявителя возложена обязанность по предоставлению в регистрирующий орган достоверной информации о создаваемом юридическом лице. Указание недостоверного адреса юридического лица фактически лишает этот документ статуса заявления о государственной регистрации юридического лица. 

     Суд сослался на пункт 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 61, в котором разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подпункта «р» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтверждённой информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом. 

     Судебная коллегия пришла к выводу, что для целей идентификации места нахождения единоличного исполнительного органа общества необходимо указание полного адреса, с учётом конкретизации помещения, а этого сделано не было. В решении суд отметил следующее. 

     Таким образом, неполный адрес вновь создаваемого ООО «Ателье мебели» не позволит его будущим контрагентам, государственным органам и прочим участникам хозяйственного оборота идентифицировать место нахождения его единоличного исполнительного органа, что приведёт к негативным правовым последствиям для добросовестных участников гражданских правоотношений. 

     Поскольку представляемые для государственной регистрации документы без указания на конкретные ориентиры адреса не должны вводить в заблуждение, как регистрирующий орган, так и третьих лиц, добросовестно полагающихся на данные государственного реестра, заявление, не содержащее детальные элементы адреса, правомерно было не принято налоговым органом как документ необходимый для государственной регистрации. 

     Так, отсутствие в заявлении конкретных сведений о номере помещения (офиса), в котором должен располагаться исполнительный орган создаваемого юридического лица, затруднит осуществление связи с юридическим лицом, в том числе доставку заявлений, уведомлений, извещений, требований или иных юридически значимых сообщений от третьих лиц, риск наступления последствий неполучения которых по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, несёт юридическое лицо. 

     Кроме того, о том, что адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом свидетельствует также то, что по этому адресу зарегистрировано 229 юридических лиц, то есть указанный адрес обладает признаками адреса массовой регистрации. 

     Суд решил, что в данном случае указание недостоверных сведений об адресе юридического лица подлежит квалификации как непредставление необходимых для государственной регистрации документов, что является основанием для отказа в государственной регистрации такого юридического лица в силу подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ. 

     Суд постановил Решение Арбитражного суда Приморского края отменить, в удовлетворении требований Адаменко отказать. С этим решением согласились суд кассационной инстанции и Верховный Суд РФ.

Добавить комментарий


Продукты КАМИН
Продукты 1С
Обучение
Автоматизация расчета заработной платы и кадрового учета
- 1С-КАМИН: Зарплата для бюджетных учреждений. Версия 5.5
- 1С-КАМИН:Зарплата. Версия 5.0
- КАМИН:Зарплата для бизнеса 4.0
- КАМИН:Расчет заработной платы для бюджетных учреждений 3.5
- КАМИН:Расчет заработной платы 3.0
- КАМИН:Кадровый учет 3.0
- КАМИН:Тарификация 2.0
Отраслевые решения
- 1C-КАМИН:Учет ГСМ и запчастей. Версия 2.0
- КАМИН:Общепит 3.0
- Информационно-поисковые системы
- 1С для налогового и бухгалтерского учета
- 1С для бюджетного учета и некоммерческих организаций
- Комплексная автоматизация бизнеса на 1С
- 1С для Торговли
- 1С для Отелей и Ресторанов
- Отраслевые программы и дополнения к 1С
- Книги, учебные и методические материалы 1С

Общее

- Личный кабинет
- Часто задаваемые вопросы
- Заказать презентацию
- Купить в вашем регионе
- Форум
- Сертифицированные курсы по программам 1С
- Сертифицированные курсы по программам КАМИН
- Обучение партнеров
- Повышение квалификации для бухгалтеров
- Бухгалтерские курсы
- Сертификация
- Тренинги по продажам
- Расписание УЦ КАМИН
- Курсы для школьников
- Сведение об образовательной организации

Copyright © 1992-2017, «КАМИН». Все права защищены. | г. Калуга, пер. Теренинский, д.6а | Тел./факс: +7 (4842) 27-97-22 | Линия консультаций: +7 (4842) 27-97-44