Большие изменения в налоговом администрировании

    Президент РФ подписал Федеральный закон от 1 мая 2016 года № 130-ФЗ, который вносит много изменений в первую часть Налогового кодекса РФ, касающихся налогового администрирования. Изменения, за небольшими исключениями, вступают в силу со 2 июня 2016 года.

    Пункт 5 статьи 5 НК РФ дополнен важными положениями, вступающими в силу с 1 июля 2016 года.

    Положения статьи 5 НК РФ, регламентирующей порядок введения в действие законов о налогах и сборах, будут распространяться также на нормативные акты Правительства РФ. Сейчас они распространяются только на нормативные акты органов исполнительной власти федеральные, региональные и муниципальные.

    Нормативные правовые акты, предусматривающие утверждение новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчётов) или внесение изменений в действующие формы (форматы) налоговых деклараций (расчётов), вступают в силу не ранее чем по истечении двух месяцев со дня их официального опубликования.

    В настоящее время новые формы налоговых деклараций и расчётов надо применять через 10 дней после выхода соответствующего приказа. Обратим внимание, что новшество касается только налоговых деклараций и расчётов. Если будут внесены изменения в другие налоговые документы, например, в форму счёта-фактуры или книги продаж, то их надо по-прежнему применять через 10 дней после выхода утверждающего приказа.

    Важные изменения внесены в пункт 5.1 статьи 23 НК РФ.

    Налогоплательщик, который обязан подавать налоговые декларации в электронной форме, должен заключить договор с оператором электронного документооборота на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота (о передаче прав на использование программного обеспечения, предназначенного для обеспечения электронного документооборота) с налоговым органом по месту своего учёта и иметь квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи.

    Такие налогоплательщики, как говорится в новой редакции этого пункта, должны «не позднее 10 дней со дня возникновения любого из оснований отнесения этого лица к указанной категории налогоплательщиков (обязанных подавать декларации в электронном виде), обеспечить получение документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, от налогового органа по месту учёта в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота», а также «передать налоговому органу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота квитанцию о приёме таких документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом».

    Из приведённого текста трудно понять, что имеет в виду законодатель. Скорее всего, будет установлен некий регламент начала работы с налоговым органом по обмену электронными документами.

    В дополнение к этому дополнен пункт 3 статьи 76 НК РФ положением о том, что если налогоплательщик не обеспечит получение от налогового органа документов в электронной форме, то ему приостановят операции по счетам в банках.

    Пункт 3 статьи 88 дополнен положением, которое будет действовать с 1 января 2017 года:

   Налогоплательщики, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации представляют пояснения, предусмотренные настоящим пунктом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными.

    В пункт 2 статьи 93 НК РФ добавлено, что «листы документов, представляемых на бумажном носителе, должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов». Требований к сшиванию представляемых документов пока нет.

    В статью 101 НК РФ добавлено новое понятие — дополнительные мероприятия налогового контроля. Их может назначить должностное лицо налогового органа по результатам рассмотрения акта и других материалов налоговой проверки.

     Внесено изменение в пункт 5 статьи 138 НК РФ, касающееся обжалования актов налоговых органов. Подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемого акта налогового органа. В настоящее время из этого правила есть одно исключение:

 в случае обжалования акта налогового органа или действия его должностного лица в вышестоящий налоговый орган по заявлению лица, подавшего жалобу, исполнение обжалуемого акта или совершение обжалуемого действия может быть приостановлено при наличии достаточных оснований полагать, что указанный акт или указанное действие не соответствует законодательству Российской Федерации.

    В новой редакции этого пункта приостановление исполнения обжалуемого решения может быть только при предоставлении налогоплательщиком банковской гарантии, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению. При этом срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев со дня подачи лицом заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения, а сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение банком-гарантом обязанности по уплате денежной суммы в размере налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению. Вышестоящий налоговый орган, рассматривающий жалобу, в течение пяти дней со дня получения заявления о приостановлении исполнения обжалуемого акта принимает решение о приостановлении исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    В случае неуплаты или неполной уплаты лицом, подавшим жалобу, налога, сбора, пеней, штрафа в установленный в требовании налогового органа, если представлена банковская гарантия, налоговый орган направляет банку-гаранту требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии.

    В статью 139.2 добавлено, что жалобы можно будет подавать в электронной форме по установленным форматам.

    В настоящее время жалобы в любых случаях рассматриваются без участия лица, подавшего жалобу. В пункт 2 статьи 140 НК РФ добавлено исключение из этого правила.

    В случае выявления в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или на решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения противоречий между сведениями, содержащимися в представленных нижестоящим налоговым органом материалах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в материалах нижестоящего налогового органа, вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, с участием лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).

Опрос
Всего 3 простых вопроса

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и статистических исследований, обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

Принять