Страховые взносы на суммы материальной помощи

     Предприятия часто выплачивают сотрудникам материальную помощь, связанную с различными обстоятельствами. На это они имеют полное право. Возникает вопрос: надо ли начислять страховые взносы на суммы такой помощи? Этот вопрос стал предметом рассмотрения арбитражного суда (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2016 года по делу № А24-3173/2016).

     Акционерный Коммерческий Банк «Муниципальный Камчатпрофитбанк» в городе Петропавловске-Камчатском оказал одной из сотрудниц материальную помощь в сумме 101 700 рублей, при этом страховые взносы на сумму материальной помощи в Пенсионный фонд, фонд ОМС и ФСС не начислил и не уплатил. 

     Управление ПФ РФ при выездной проверке обнаружило этот факт и сочло, что банком не полностью уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, медицинское страхование в ФФОМС в результате занижения базы для начисления страховых взносов, а именно: в объект обложения страховыми взносами Банком не включена выплата материальной помощи. На основании этого Управлением ПФ РФ было вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. 

     Банк не согласился с привлечением к ответственности и обжаловал решение в арбитражном суде. Он заявил, что работникам может быть оказана материальная помощь. Решение об оказании материальной помощи работнику и её конкретных размерах принимает руководитель учреждения на основании письменного заявления работника. 

     Таким образом, по мнению банка, материальная помощь, оказанная работнику, в сумме, превышающей 4 000 рублей, представляет собой социальную гарантию и относится к выплатам социального характера, в связи с чем указанная выплата не является объектом обложения страховыми взносами и не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов. 

     Суд отказал банку в удовлетворении его жалобы и обосновал свою позицию следующим образом. 

     Согласно части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

     Таким образом, объектом обложения страховыми взносами на основании вышеприведённой нормы права являются выплаты в пользу работников в денежной и натуральной формах, производимые работодателем в рамках трудовых отношений, в том числе как на основании положений трудовых договоров, так и при отсутствии положений о тех или иных выплатах в указанных договорах, то есть производимые в силу наличия трудовых отношений между работником и работодателем, а не только выплаты, которые являются непосредственно платой за труд.

     В статье 9 Закона № 212-ФЗ указаны виды выплат, которые не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.

     Согласно подпункту «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).

     Так, в частности, не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи; суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчётный период и некоторые другие.

     Из анализа вышеуказанных положений статей 7, 8, 9 Закона № 212-ФЗ следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Также подлежат начислению страховые взносы на сумму материальной помощи свыше 4 000 руб.

     Согласно статье 57 ТК РФ по соглашению сторон в трудовой договор могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.

     Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

     Из положения статьи 135 ТК РФ следует, что заработная плата устанавливается трудовым договором, а иные виды выплат, предусмотренные работодателем, устанавливаются коллективным договором.

     Из материалов дела судом установлено, что на основании заявления сотрудницы, справки лечебного учреждения, приказа Банка сотруднице выплачена материальная помощь в размере 101 700 рублей в связи с тяжелой болезнью и необходимостью проведения лечения.При этом, руководствуясь статьёй 9 Закона № 212-ФЗ, банк не исчислил и не уплатил страховые взносы с материальной помощи в размере 97 700 рублей. Поскольку материальная помощь, выплаченная банком работнику в связи с необходимостью проведения лечения, составила 101 700 рублей, соответственно, 4 000 рублей не подлежат обложению страховыми взносами, а 97 700 рублей должны быть включены в базу для исчисления страховых взносов.

     Суд отметил, что исходя из основания и порядка выплаты спорной материальной помощи в размере 101 700 рублей указанная выплата произведена работнику в отсутствие положений о возможности её получения по условиям трудового договора, но именно в силу наличия у сотрудницы трудовых отношений с банком.

     Довод заявителя жалобы о том, что сумма материальной помощи не связана с выполнением работником его трудовых функций и не является формой оплаты труда, в связи с чем выплаченная работнику помощь в сумме 97 700 рублей не подлежит включению в базу для исчисления страховых взносов, судом во внимание не был принят.

     Таким образом, суд апелляционной инстанции признал правоту Пенсионного фонда и отказал банку в удовлетворении его жалобы. Не удалось оспорить это решение суда и в кассационной инстанции.

     В настоящее время начисление страховых взносов регулируется Налоговым кодексом РФ. Согласно статье 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

     В соответствии со статьёй 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками:

  • физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причинённого им материального ущерба или вреда их здоровью;
  • физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;
  • работнику в связи со смертью члена семьи;
  • работникам при рождении (усыновлении) ребёнка, установлении опеки над ребёнком (в сумме не более 50 000 рублей).

     Болезни сотрудника среди оснований для освобождения от начисления страховых взносов на сумму материальной помощи, выданной по этой причине, нет.

     Поэтому, выдавая материальную помощь сотруднику на лечение, нужно понимать, что её сумма должна быть обложена страховыми взносами.

     Но ведь можно выдать такую материальную помощь родственнику сотрудника, не связанному трудовыми и гражданско-правовыми отношениями с работодателем сотрудника. Это право у предприятия есть, и в этом случае на сумму материальной помощи страховые взносы начисляться не должны. По крайней мере, судебных дел по таким случаям нам не известно.

     Обращаем также внимание, что Верховный Суд РФ занимает другую позицию по данному вопросу, о чём мы писали в октябрьском номере НоК за прошлый год.

     В своём определении от 22 сентября 2017 года № 304-КГ17-12760 ВС РФ указал, что выплаты работнику материальной помощи на оплату лечения и медикаментов не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов по обязательному страхованию, если материальная помощь не являлась оплатой труда, не зависела от стажа, должностного оклада, квалификации, качества или количества выполняемой работы, не являлась стимулирующей или компенсирующей выплатой за труд, а имела своей целью лечение и оздоровление работника.

     В документе Верховного суда речь шла о выплатах работнику, когда уплата страховых взносов регулировалась нормами Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.

Опрос
Всего 3 простых вопроса

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и статистических исследований, обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

Принять