Основным средством признается имущество, которое используется для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) в течение 12 месяцев и более, первоначальной стоимостью свыше 40 000 рублей для бухгалтерского учёта и 100 000 рублей для налогового учёта.
В то же время в каждой организации есть такое имущество, которое стоит мало, но при этом может использоваться в производственном процессе больше года (или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев) – малоценное имущество. Такие «малоценные» объекты основных средств учитываются в составе МПЗ. Также в составе МПЗ учитываются материалы, которые относятся к предметам труда и предназначены для обработки, переработки, использования в производстве или для управленческих нужд.
Бухгалтерский учёт
Активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в пункте 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учётной политике организации (но не более 40 000 рублей за единицу), могут отражаться в бухгалтерском учёте в составе материально-производственных запасов (п.5 ПБУ 6/01). Учёт таких объектов ведётся на счёте 10 «Материалы». Учёт малоценных объектов ведётся на забалансовом счёте до их выбытия по любым основаниям. Бухгалтерский учёт активов, учитываемых в составе материалов, осуществляется в соответствии с ПБУ 5/01, Методическими указаниями по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов, утверждёнными приказом Минфина России от 28 декабря 2001 года № 119н (далее – Методические указания по учёту МПЗ), Методическими указаниями по бухгалтерскому учёту специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утверждёнными приказом Минфина России от 26 декабря 2002 года № 135н (далее – Методические указания по учёту специальной оснастки и специальной одежды), а также другими нормативно-правовыми актами. ПБУ 5/01 и Методические указания по бухгалтерскому учёту МПЗ регулируют порядок бухгалтерского учёта предметов труда, а Методические указания по бухгалтерскому учёту специальной оснастки и специальной одежды – порядок бухгалтерского учёта средств труда, которые в соответствии с установленным порядком включаются в состав средств в обороте.
Налоговый учёт
В налоговом учёте имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и стоимостью менее 100 000 рублей амортизируемым не признается (п.1 ст.256, п.1 ст.257 НК РФ). Стоимость такого имущества включается в состав материальных затрат в полной сумме по мере ввода в эксплуатацию (пп.3 п.1 ст.254 НК РФ). Организация также имеет право (если закрепит это в учётной политике) списывать стоимость малоценного имущества в течение более чем одного отчётного периода. Стоимость приобретённых материалов учитывается в составе материальных расходов (п.1 ст.254 НК РФ).
Документальное оформление
Поступление малоценных активов документируется как поступление МПЗ, то есть оформляется приходный ордер по форме № М-4 и заводится карточка учёта материалов по форме № М-17 (постановление Госкомстата России от 30 октября 1997 года № 71а). При этом заполнять форму № ОС-1 не требуется.
Передача комплектующих частей на сборку
Создание документа «Комплектация номенклатуры»:
1. Вызовите из меню: Склад – Склад – Комплектация номенклатуры.
2. Нажмите кнопку «Создать» и выберите вид операции документа «Комплектация».
3. В поле «от» укажите дату передачи комплектующих частей на сборку.
4. В поле «Склад» выберите склад, с которого будет передаваться комплект.
5. В поле «Комплект» укажите номенклатуру комплекта.
6. В поле «Счёт учёта» укажите счёт учёта комплекта.
7. Нажмите кнопку «Добавить» в табличной части документа, которая содержит столбцы «Комплектующая», «Количество», «Счёт учёта». При оформлении операции по комплектации малоценных материальных ценностей необходимо в справочнике «Номенклатура» выбрать соответствующие наименования комплектующих, которые следует вводить в папку «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».
8. Нажмите кнопку «Провести и закрыть».
Передача в эксплуатацию объекта МПЗ
Создание документа «Передача материалов в эксплуатацию»:
1. Вызовите из меню: Склад – Спецодежда и инвентарь – Передача материалов в эксплуатацию.
2. Нажмите кнопку «Создать».
3. В поле «Местонахождение» выберите подразделение, куда передаётся объект.
4. В поле «Склад» выберите склад, с которого будет передаваться объект.
Заполнение закладки «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» документа «Передача материалов в эксплуатацию»:
1. Нажмите кнопку «Добавить» на закладке «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».
2. В поле «Номенклатура» выберите передаваемый в эксплуатацию объект (выбор производится из папки «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» справочника «Номенклатура»).
3. В поле «Количество» укажите количество передаваемого объекта, полученного в результате комплектации.
4. В поле «Физическое лицо» выберите из справочника «Физические лица» материально ответственное лицо.
5. Укажите наименование способа, счёт затрат и аналитику, на которые будут относиться расходы в момент передачи объекта в эксплуатацию.
6. Поле «Счёт учёта» заполняется автоматически, необходимо его проверить.
7. Для проведения документа нажмите кнопку «Провести».
По материалам www.servicebook.pro