Печать

      Сейчас трудно поверить, что когда-то слова «Сделано в Японии» означали низкосортный, плохой продукт. Сегодня знак «Made in Japan» – символ высочайшего качества. Как японцы достигли этого?

Как удалось стране, полностью разрушенной во время Второй мировой войны, со скудными природными ресурсами превратиться в ведущую мировую державу? На чём основано «японское чудо»? Залогом успеха стал целый ряд самых различных факторов и японский менталитет, и государственная поддержка предпринимательства, и масштабное образование структур по контролю качества выпускаемой продукции. Когда речь заходит о японском методе управления качеством, то одним из причастных к этому является Эдвард Деминг. С его книгой «Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами» мы уже познакомили читателей в апрельском номере нашей газеты за прошлый год. В газете «Новости от КАМИНа» за май 2016 года мы представили книгу Генри Нива «Пространство доктора Деминга». Это популярное изложение учения Деминга. И в этих трудах, и в большинстве бизнес-литературы посвящённой операционному менеджменту, можно встретить упоминание цикла Деминга, цикла Шухарта, цикла Деминга-Шухарта или цикла PDCA. Цикл PDCA рассматривается как технология непрерывного совершенствования процессов, универсальный метод решения проблем, который можно применить в любой сфере деятельности.

Голец 1

      Кто является автором этого цикла Деминг или Шухарт? Попробуем в этом разобраться.

      В своих работах Деминг уже использует термин цикл Шухарта, признавая тем самым за ним право изобретателя этого цикла. Шухарт впервые описал концепцию цикла PDCA в 1939 г. в своей книге «Статистические методы с точки зрения управления качеством». В этой книге Шухарт писал только о трёх этапах в управлении качеством, спецификация – производство – проверка.

      Книга Шухарта начинается с выделения трёх стадий в управлении качеством:

1. Разработка Спецификации (техническое задание, технические условия, допуски) того, что требуется.

2. Производство Продукции, удовлетворяющей Спецификации.

3. Проверка (контроль) произведённой продукции для оценки её соответствия Спецификации.

      Шухарт подчёркивает, насколько именно данная последовательность стадий необходима для использования в этом, реальном мире, где все процессы подвержены вариациям, в противоположность другому миру, который верует в точность науки.*

      Описывая этапы, Шухарт впервые представил эту схему в виде круга, в виде цикла.

      Всё в нашей жизни подвластно циклическому развитию, сама природа подталкивает нас на этот путь. День сменяет ночь, одно время года сменяется другим и так далее. Человечество на протяжении всей своей истории чувствовало этот цикл, почувствовал его и Шухарт.

      Шухарт преобразовал линию в круг, который он отождествил с «динамическим процессом приобретения знаний». После первого же круга многое можно узнать из результатов Контроля с тем, чтобы улучшить Спецификации того, что на самом деле необходимо. Производственный процесс корректируется соответствующим же образом и новый выход из него контролируется. Это проясняет все ещё желательные улучшения, и цикл продолжается.*

  

Голец 2

   Э. Деминг пропагандировал использование этого цикла и дополнил его ещё одним этапом. В трактовке Деминга цикл PDCA стал основным способом достижения непрерывного улучшения процессов, и в 1950 году он вдохновил японцев на использование цикла PDCA. Используя разработанную Демингом методику и его постоянный круг регулирования усовершенствования продукта и производственных процессов, японцы достигли тех высот в качестве продукции, о которых и сейчас наслышан весь мир.

    Метод Деминга идеально подходит для кризисных времён. Он «разгоняет» рабочие процессы и стимулирует к постоянному росту.*

    Как расшифровывается PDCA? PDCA – это аббревиатура от английских слов Plan-Do-Check-Act или Планируй-Делай- Проверь-Действуй.

    Цикл PDCA представляет собой простую и наглядную модель управления качеством. Согласно данной модели, для предоставления соответствующего уровня качества нужно непрерывно повторять четыре этапа. Совершенно не важно, что вы делаете, разрабатываете новую продукцию, улучшаете свои бизнес-процессы или оказываете услуги, у вас всегда будут присутствовать четыре этапа. Но при этом, при создании нового продукта, первым этапом будет разработка продукта, а при оказании услуг – планирование выполнения этой услуги.

     Так может выглядеть цикл PDCA в компании, оказывающей услуги:

     С момента создания этой теории прошло много лет, но она до сих пор актуальна и обсуждаема. Многие последователи дополняют эту теорию своим опытом, и у них цикл может состоять из пяти или даже шести этапов. Но если приглядеться лучше, это все те же четыре этапа, просто некоторые из них разбили на несколько частей.

Татьяна Голец, заместитель директора по качеству

 

 

Рисунок, выполненный рукой Деминга на одном из семинаров.

* Глава 9 из книги Генри Нива «Пространство доктора Деминга».