Печать

      Приказом Росстандарта от 31 января 2014 года № 14-ст с 1 января 2017 года была введена в действие новая редакция Общероссийского классификатора видов экономической деятельности – ОКВЭД ОК 029-2014 (ОКВЭД 2). При этом прежний ОКВЭД ОК 029-2001 (ОКВЭД 1) утратил свою силу.

     Все налогоплательщики обязаны с 1 января 2017 года использовать ОКВЭД 2, который сильно отличается от ОКВЭД 1, в нём практически у всех видов деятельности изменились коды видов деятельности. При этом, у налогоплательщиков на УСН, применяющих пониженный тариф страховых взносов, ОКВЭД изменился таким образом, что согласно его новой редакции вид деятельности перестал попадать в число видов деятельности, по которым можно применять пониженные тарифы страховых взносов.

     Напомним, что согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса пониженные тарифы страховых взносов установлены для организаций, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с ОКВЭД) которых являются перечисленные в этом пункте виды деятельности.

     Приведём пример. Деятельность туристических агентств согласно ОКВЭД 1 относилась к разделу «I.Транспорт и связь» и имела код 63.30. Согласно Федеральному закону № 212-ФЗ для группы видов деятельности «транспорт и связь» можно было применять пониженные тарифы страховых взносов – 20% вместо 30%. Поэтому до конца 2016 года туристические агентства применяли пониженные тарифы страховых взносов.

     Согласно действующему ОКВЭД 2 деятельность туристических агентств относится к разделу «N.Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги» и имеет код 79.11. Ни этой группы видов деятельности, ни собственно деятельности туристических агентств не упоминается в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ. Поэтому формально туристические агентства с 2017 года потеряли право на применение пониженных тарифов страховых взносов. Налоговые органы на местах требуют соблюдения этой нормы.оквэд

     Но является ли неожиданное для налогоплательщиков повышение тарифа страховых взносов справедливым и законным? По нашему мнению, не является. Ведь повысить ставку тарифа можно только федеральным законом, а не изменением какого-либо классификатора. Поэтому требования налоговых органов применять туристическими компаниями общую ставку тарифа страховых взносов, по нашему мнению, неправомерны.

     С этой точкой зрения согласилось и Министерство финансов РФ, выпустив письмо от 13 октября 2017 года № 03-15-07/66964. В нём Минфин отметил, что изменения в ОКВЭД вносились «в целях его гармонизации с официальной версией на русском языке Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе». Соответственно, введение ОКВЭД 2 не должно повлечь за собой утрату некоторыми плательщиками права на пониженные тарифы страховых взносов.

     Вместе с тем, по мнению Минфина, в результате введения ОКВЭД 2 у ряда плательщиков страховых взносов, осуществлявших до 2017 года и продолжающих в настоящее время осуществлять деятельность в производственной и социальной областях, изменилось наименование вида экономической деятельности. При этом некоторые из льготных видов деятельности по ОКВЭД 1 попали в состав иных видов деятельности согласно ОКВЭД 2.

     Минфин отмечает, что если плательщики на УСН, которые до 2017 года осуществляли деятельность, подпадающую под льготные тарифы страховых взносов (подпункт 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ), продолжают осуществлять эту же деятельность после 1 января 2017 года, то они вправе применять пониженные тарифы независимо от совпадения или несовпадения кодов видов деятельности по ОКВЭД 2.

     Минфин также пообещал разработать проект федерального закона, предусматривающий, в частности, внесение изменений в подпункт 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ, уточняющих наименования видов экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД 2, с целью сохранения права плательщиков на УСН по применению пониженных тарифов страховых взносов.

     Таким образом, возвращаясь к нашему примеру, туристические агентства вправе применять пониженные тарифы страховых взносов (20%) при выполнении других условий, предусмотренных НК РФ (годовой доход не более 79 миллионов рублей и доля доходов от туристической деятельности не менее 70%). Если туристическое агентство в течение 2017 года уплачивало взносы по общему тарифу, то оно может пересчитать сумму страховых взносов по итогам года по пониженному тарифу и подать в налоговую инспекцию уточнённые расчёты.