Печать

     Интересное дело рассмотрел недавно арбитражный суд Московского округа (Постановление от 29 ноября 2016 года по делу № А40-3052/2016).

     В ООО «Сканти Рус» налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку, в результате которой была выявлена недоимка по НДС, налогу на прибыль и НДФЛ в сумме более 96 миллионов рублей.  Налогоплательщик был привлечён к ответственности в виде штрафа, уплаты сумм недоимки и пени. В настоящей статье мы остановимся только на обсуждении судебных перипетий по недоимке по НДФЛ, которая составила 711 897 рублей.

      Налогоплательщик обратился в арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным постановления налоговой инспекции о применении к нему налоговых санкций.

     Недоимка по НДФЛ образовалась в связи с тем, что ООО «Сканти Рус» ошибочно перечислило в бюджет сумму НДФЛ больше начисленной. В следующие месяцы предприятие приняло переплаченную сумму к зачёту. Однако налоговая инспекция не согласилась с этим, посчитав зачёт налоговым агентом переплаченной суммы НДФЛ необоснованным.

     Суд первой инстанции согласился с точкой зрения налогового органа. Вот как он рассуждал:

     У налогового агента не может возникнуть переплата по НДФЛ.

     Подпунктом 1 пункта 3 статьи 24 Кодекса установлено, что налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.

     На основании пункта 4 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

     В соответствии с пунктом 2 статьи 223 Кодекса датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда признаётся последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом). На последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход в виде оплаты труда, налоговым агентом производится исчисление сумм налога нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачётом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога (пункт 3 статьи 226 НК РФ).

     Следовательно, до истечения месяца доход в виде оплаты труда не может считаться полученным налогоплательщиком. Соответственно, не имеется оснований для исчисления налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет.

     Согласно пункту 6 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика, либо по его поручению на счета третьих лиц в банках (такой порядок действовал до 1 января 2016 года). Средства, перечисляемые налоговым агентом в бюджет, должны принадлежать налогоплательщику.

     Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 22 января 2004 года № 41-О и пунктов 1 и 2 статьи 45 Кодекса в их взаимосвязи свидетельствуют о том, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, то есть от своего имени и за счёт своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет.

     Изложенное полностью распространяется на процесс перечисления налоговыми агентами сумм, удержанных ими налогов в бюджет. Самостоятельность исполнения ими этой обязанности заключается в совершении действий по перечислению налогов в бюджет от своего имени и за счёт тех денежных средств, которые ими были удержаны из сумм произведённых выплат.

     Учитывая изложенное, с момента выплаты налогоплательщиком-работодателем своим работникам заработной платы и удержания из неё сумм НДФЛ в соответствии с требованиями статьи 226 НК РФ обязанность по уплате этого налога считается исполненной налогоплательщиком, суммы удержанного при выплате заработной платы налога являются собственностью РФ и не могут расходоваться любым образом, кроме как перечислением налоговым агентом в бюджет, только после такого перечисления он считается исполнившим до конца свою обязанность как налоговый агент-работодатель.

     В случае перечисления в бюджетную систему Российской Федерации суммы, превышающей сумму фактически удержанного из доходов физических лиц налога на доходы физических лиц, указанная сумма не является налогом на доходы физических лиц, и перечисление указанной суммы признаётся неправомерным.

     На основании этого суд отказал ООО «Сканти Рус» в удовлетворении его заявления и признал действия налоговой инспекции соответствующими закону.

     Девятый арбитражный апелляционный суд согласился с судом первой инстанции и заявил следующее.

     Довод заявителя о том, что налоговым органом не произведён зачёт по НДФЛ имеющейся переплаты, возникшей из-за ошибочно перечисленной суммы НДФЛ, что позволяло ему перечислить налог в меньшем размере, является необоснованным.

НДФЛ2

 

     Арбитражный суд Московского округа, рассмотрев кассационную жалобу ООО «Сканти Рус», согласился с решением нижестоящих судов.

     Суды пришли к правомерному выводу о том, что решение Инспекции ИФНС № 26 по г. Москве соответствует действующему налоговому законодательству и оснований для удовлетворения требования заявителя не имеется.

     Понятно, что исключить все ошибки в работе нельзя, но надо их вовремя исправлять. Что же делать, когда ошибочно в бюджет перечислена сумма НДФЛ больше, чем исчислено и удержано с работников?

     Согласно указанному постановлению суда, у налогового агента не может быть переплаты, так как он уплачивает не свой налог. Поэтому излишне уплаченную сумму нельзя считать налогом и зачесть её в счёт будущих платежей. Суммы, удержанные из зарплаты работников в следующих месяцах, автоматически в момент удержания становятся собственностью Российской Федерации, и вы обязаны их перечислить в бюджет независимо от предыдущей переплаты. Излишне уплаченную сумму можно попробовать признать «не налогом», о чём нужно подать заявление в налоговую инспекцию с просьбой о её возврате. Налоговики, скорее всего, потребуют доказать обоснованность вашего заявления, что сделать будет довольно трудно: вы же как налоговый агент перечисляете в бюджет обезличенные суммы НДФЛ без привязки их к конкретным налогоплательщикам. Хорошо, если удастся это сделать в следующем году после подачи данных по форме 2-НДФЛ.

     Другое дело, когда вы перечислили в бюджет излишне исчисленную и удержанную с сотрудника сумму НДФЛ. В этом случае вы перечислили в бюджет сумму налога. При этом вы, в соответствии со статьёй 231 Налогового кодекса РФ, обязаны сообщить налогоплательщику о факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. Затем по письменному заявлению сотрудника вы должны произвести возврат излишне удержанной суммы НДФЛ. Согласно статье 231 НК РФ:

     Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счёт сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему РФ в счёт предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трёх месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика.

     Возврат налогоплательщику излишне удержанных сумм налога производится налоговым агентом в безналичной форме путём перечисления денежных средств на счёт налогоплательщика в банке, указанный в его заявлении. 

     Нельзя возвращать излишне удержанную сумму налога наличными через кассу. Вместо возврата можно просто не удерживать с сотрудника НДФЛ, пока не будет погашена сумма излишнего удержания.