Как мы уже писали в нашей газете, с 2017 года уплату страховых взносов будут контролировать налоговые органы. В связи с чем в части первую и вторую Налогового кодекса добавлены новые нормы.
Это касается взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Администрировать взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний будет по-прежнему ФСС. О некоторых особенностях нового порядка – в этой статье.
Регистрация в качестве страхователей по обязательному страхованию.
Пенсионный фонд РФ будет регистрировать страхователей в сфере обязательного пенсионного страхования только для целей сдачи персонифицированной отчётности, причём все сведения о постановке на учёт организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а также иных плательщиков в органы ПФР передадут налоговые инспекции.
В настоящее время налоговые органы также передают в фонд сведения о регистрации организаций, а вот постановка на учёт предпринимателей и организаций по месту нахождения обособленных подразделений осуществляется в заявительном порядке.
Фонд ОМС регистрирует предпринимателей и организации в качестве страхователей по обязательному медицинскому страхованию с момента постановки на учёт в налоговом органе. Порядок регистрации не меняется.
ФСС РФ регистрирует страхователей также в прежнем порядке, получая данные из налоговых органов. Путём подачи заявления в ФСС встают на учёт организации по месту нахождения обособленного подразделения, а также индивидуальные предприниматели, заключившие с физическим лицом трудовой договор или гражданско-правовой договор с условием об уплате взносов «на травматизм».
Новый порядок страхования вступает в силу с 1 января 2017 года. Организации и ИП, зарегистрированные по состоянию на 1 января 2017 года, никаких дополнительных заявлений подавать не должны.
Представление отчётности по взносам с 1 января 2017 года.
В органы ПФ РФ ежегодно не позднее 1 марта необходимо представлять сведения для индивидуального (персонифицированного) учёта в отношении каждого физического лица, с которым оформлен трудовой либо гражданско-правовой договор. Такие сведения должны содержать следующую информацию о физическом лице:
- СНИЛС;
- ФИО;
- дату приёма на работу и (или) дату увольнения (применительно к сотрудникам, принятым на работу и (или) уволенным в течение отчётного периода);
- дату заключения и (или) расторжения договора гражданско-правового характера (выплаты по которому облагаются взносами);
- периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ;
- прочие сведения, необходимые для назначения страховой и накопительной пенсии;
- суммы взносов в ПФР, уплаченные за физлицо, которое является субъектом системы добровольного негосударственного пенсионного обеспечения, и периоды трудовой деятельности, включаемые в его профессиональный стаж.
Поскольку начало действия поправок — 01.01.2017, полагаем, что впервые по новым нормам персонифицированную отчётность в орган фонда нужно подать по итогам 2017 года в 2018 году. Сейчас данные персонифицированного учёта входят в состав расчёта РСВ-1 ПФР и представляются ежеквартально.
Кроме того, как только сотрудник получит право на пенсию, работодатель по его заявлению должен представить сведения персонифицированного учёта в орган ПФР в течение трёх календарных дней с даты обращения сотрудника. В настоящее время эти данные работодатель представляет по форме СПВ-2 в течение 10 календарных дней со дня обращения сотрудника.
За работодателями сохранена обязанность по ежемесячному представлению в ПФР сведений, которые на данный момент отражаются в форме СЗВ-М. Однако меняются сроки для подачи таких данных. В настоящее время форму СЗВ-М необходимо подавать не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчётным месяцем. С 2017 года такие сведения нужно подавать не позднее 15 числа месяца, следующего за отчётным месяцем.
Пока не ясно, сохранятся ли действующие на данный момент формы отчётности для представления в ПФР или будут разработаны новые.
В органы ФСС РФ нужно ежеквартально подавать отчёт по взносам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Эту отчётность страхователи должны по-прежнему представлять в территориальные органы ФСС РФ в сроки, которые действуют в настоящее время. Изменения в этой части в законодательство не внесены. В настоящее время в органы ФСС подаётся отчёт 4-ФСС, в который включён и раздел о взносах «на травматизм».
В налоговые органы нужно будет подавать сведения о сумме заработка и начисленных на него взносах на пенсионное и медицинское страхование в составе расчёта по страховым взносам. Кроме того, нужно будет подавать отчёт по страховым взносам на обязательное социальное страхование в части страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, который в настоящее время подаётся в ФСС РФ в составе формы 4-ФСС. Расчёт по данным взносам необходимо подавать в налоговую инспекцию не позднее 30 числа месяца, следующего за отчётным (расчётным) периодом.
Уплата страховых взносов в 2017 году
Сейчас взносы перечисляются отдельными платёжными поручениями в каждый внебюджетный фонд (ПФР, ФФОМС, ФСС РФ). Поскольку администратором по взносам «на травматизм» по-прежнему остаётся ФСС РФ, направлять платёжные документы на уплату данных взносов необходимо в адрес ФСС.
Администратором по взносам на ОПС, ОМС и ОСС (в части страхования на случай нетрудоспособности и в связи с материнством) становятся налоговые инспекции, поэтому в платёжных поручениях на перечисление данных взносов в качестве получателя следует указывать территориальный налоговый орган. В связи с этим должны быть утверждены и новые КБК для уплаты взносов.
О других изменениях, связанных с передачей администрирования страховых взносов от внебюджетных фондов налоговым инспекциям, поговорим в следующем номере НоК.