Печать

    В арбитражном суде Волго-Вятского округа 3 марта 2016 года было рассмотрено в порядке кассационного производства дело по заявлению открытого акционерного общества «Ярославский судостроительный завод» о признании частично недействительными решения Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (дело № А82- 2993/2015).

    В ходе проверки ОАО «ЯСЗ» ФСС, в частности, пришёл к выводу о том, что ОАО неправомерно предъявило к зачёту расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством одной из работниц, поскольку в соответствии с пунктом 11(1) Положения № 375 «Об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» пособие по уходу за вторым ребёнком, по мнению ФСС, следует исчислять в минимальном размере.

    Предприятие не согласилось с этим решением Фонда и обратилось с заявлением в арбитражный суд Ярославской области.

    Из материалов дела следует, что сотрудница была принята на работу в ОАО «ЯСЗ» 02.03.2009. 10.12.2009 она родила первого ребёнка. В период с 16.10.2009 по 04.03.2010 она находилась в отпуске по беременности и родам, с 05.03.2010 по 10.06.2011 – в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет.

    Для расчёта пособия по уходу за первым ребёнком работодателем в соответствии с правилами, действовавшими в 2009 году, был взят фактический период работы на предприятии с марта 2009 года по сентябрь 2009 года, в течение которого она получала заработную плату, при этом размер пособия по уходу составил 78 181,60 руб.

    В 2011 году сотруднице был предоставлен отпуск по беременности и родам с 15.12.2011 по 02.05.2012 со вторым ребёнком, который родился 15.02.2012, затем отпуск по уходу за вторым ребёнком до достижения им возраста полутора лет – с 03.05.2012 по 15.08.2013.

    В 2012 году порядок расчёта среднего заработка изменился, и для расчёта пособия по уходу за вторым ребёнком в качестве расчётного периода нужно было брать

2 года, предшествующих году назначения пособия (2012), то есть 2011 и 2010 годы. В этих годах у сотрудницы заработка не было.

    Поэтому сотрудница подала заявление с просьбой при назначении ей пособия по уходу за вторым ребёнком в 2012 году взять для расчёта заработок за 2009 год, так как в расчётном периоде она находилась в отпуске по уходу за ребёнком до 3 лет. ОАО на основании данного заявления произвело расчёт пособия по уходу за вторым ребёнком аналогично пособию по уходу за первым ребёнком, то есть по правилам 2009 года, в размере 78181,60 руб.

    ФСС посчитал это неправомерным. По мнению ФСС, в 2010 и 2011 годах сотрудница не имела заработка, поэтому пособие подлежит начислению в минимальном размере в соответствии с пунктом 11(1) Положения № 375.

    Суд посчитал позицию отделения ФСС ошибочной на основании следующего.

    Частью 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ (действовавшей в 2009 году) установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребёнком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребёнком.

    В соответствии с пунктом 11(1) Положения № 375 (действовавшем в 2012 году) в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 Положения (два предыдущие года), не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчёте за полный календарный месяц ниже МРОТ, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленному на день наступления страхового случая.

    Согласно пункту 11 Положения № 375 в случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребёнком, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребёнком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчёта среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведёт к увеличению размера пособия.

    Если обобщить вышесказанное, логика суда такова. В 2011 и 2012 годах действо- вал переходный режим, когда пособие по уходу за ребёнком можно было рассчитывать при определённых условиях по правилам, действовавшим в 2010 году и ранее, то есть, рассчитывать средний заработок не за 2 года, а за фактически отработанное время. У работницы не было заработка в 2010 и 2011 годах (двух календарных годах перед наступлением страхового случая в виде отпуска по уходу за ребёнком). Поэтому она имела право на расчёт пособия по уходу за вторым ребёнком из среднего заработка за фак- тически отработанное время в 2009 году, о чём она и подала заявление. Поэтому страхователь в данном случае правомерно применил нормы переходного периода и рассчитал средний заработок за отработанное в 2009 году время.

    Свои выводы суд подкрепил ссылками на Конституцию РФ (часть 2 статья 7 и части 1 и 2 статьи 38), Всеобщую декларацию прав человека, а также Конвенцию о правах ребёнка, закрепившей в том числе в статьях 18, 26 и 27 принцип приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства и устанавливающей, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка, интересы которого являются предметом их основной заботы, и что государства - участники Конвенции в целях содействия реализации изложенных в ней прав ребёнка оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и созданию соответствующих материальных условий для их развития, в том числе через систему социального обеспечения и социального страхования.

    Таким образом, позиция отделения ФСС, по мнению суда, не соответствует действующему законодательству и влечёт необоснованное ухудшение материального положения застрахованного лица, а потому является неправомерной.

Суд решил признать недействительными решения отделения ФСС. Суды апелляционной и кассационной инстанций оставили решение арбитражного суда Ярославской области без изменения.