Владимир Кириллов: «Миссия Экспертного совета — сделать «мостик» между требованиями законодательства и желанием руководителя «чтобы все работало»

В январском выпуске «Новостей от КАМИНа» мы начали знакомить наших читателей с деятельностью Калужского Кластера информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ Кластера), некоммерческого партнёрства IT-компаний Калужской области. Сегодня наш собеседник – Владимир Кириллов, председатель Экспертного совета ИКТ Кластера, директор по исследованиям и развитию НПФ «Эверест».

Речь пойдёт о деятельности Совета, о задачах, которые он решает.

Почему это может быть вам интересно?

Развитие компании всегда связано с внедрением современных технологий и автоматизацией бизнес-процессов. При этом, чтобы понять, что именно вам необходимо, сформулировать требования к информационной системе, проконтролировать поставщика, нужны специальные знания. А желание руководителя чаще всего, как выразился Владимир Кириллов, – получить готовый результат, «чтобы работало». Что для этого сделать, как избежать ошибок, которые могут дорого обойтись? Обо всем этом мы и говорили.

В Кириллов

- Для чего был создан Экспертный совет?

- Хочу начать с того, что Калужский кластер информационно-телекоммуникационных технологий – уникальное сообщество. Среди организаций, которые в него входят, есть и учебные заведения, и операторы связи, и компании, занимающиеся разработкой программного обеспечения, и те, кто занимается «железом» и сетями, системами безопасности. То есть, представлены практически все направления IT-отрасли. А это значит, что среди них мы можем найти экспертов почти что по любым «айтишным» проблемам и попросить их поучаствовать в рассмотрении того или иного вопроса. То есть, одним из мотивов создания Экспертного совета были именно наши широкие возможности в плане привлечения экспертов.

Одно из направлений нашей работы – взаимодействие с госструктурами, в том числе с Правительством Калужской области.

Деятельность ИКТ Кластера в значительной степени связана с защитой интересов компаний-членов Кластера, а, следовательно, и их клиентов. И работа Экспертной комиссии заключается, в частности, в том, чтобы способствовать разрешению споров и конфликтов, сближению позиций сторон.

- Нет ли при этом перекоса в сторону интересов членов ИКТ Кластера?

- Мы не отстаиваем их интересы «любой ценой», а стремимся рассматривать вопросы не предвзято: к этому обязывает статус и репутация членов Совета в IT-сообществе. Члены экспертного совета — руководители и топ-менеджеры ведущих IT-компаний Калужской области, в данный момент это семь человек. Поимённый состав вы найдёте на сайте Кластера www.ictcluster.ru.

- Расскажите о сотрудничестве с Правительством Калужской области. Какие задачи вам удалось решить?

- Мы провели анализ стратегии Министерства развития информационного общества и помогли сделать её лучше.

Для Минтруда мы подготовили экспертное заключение, в котором обосновали, почему выполненная работа не соответствует техническому заданию (ТЗ), и тем самым помогли избежать судебного иска от поставщика. Мы не общество по защите прав потребителей, но иногда приходится брать на себя и такие функции.

Министерство тарифного регулирования с нашей помощью подготовило техническое задание для заказа программной системы, причём мы разработали ещё и процедуру технического надзора, то есть приёмки системы, позволяющую убедиться в том, что получено именно то, что требовалось.

Последняя задача иллюстрирует то, с чем часто приходится сталкиваться учреждениям при проведении закупок. Есть законодательство о госзакупках. В ряде случаев государственные учреждения должны заключать договоры с поставщиками по итогам конкурса (формы могут быть разные, например, аукционы на электронных торговых площадках, запросы котировок). Для этого нужно, во-первых, грамотно составить техническое задание на конкурс с учётом потребностей своей организации, а во-вторых, оценить предложения поставщиков на предмет соответствия этому ТЗ. Не всегда у заказчика достаточно для этого специальных знаний. Мы в этом случае можем оказать помощь, особенно когда речь идёт о контрактах на уровне министерств и ведомств. Наша миссия – сделать «мостик» между требованиями законодательства и желанием руководителя «чтобы всё работало».

- Выступает ли Экспертный совет с какими-либо инициативами?

- Пример такой инициативы – разработка относительно универсальных методик заказа и приёмки компьютерной продукции и услуг, которые помогут государственным учреждениям формулировать требования для определённых ситуаций. Например, как формировать технические требования и условия контракта для заказа компьютерной техники, расходных материалов или программного обеспечения для школ. Понятно, что у отдельно взятой школы не хватит ресурсов на проведение экспертизы, а вот на уровне Министерства образования это вполне можно сделать, и использовать разработанный стандарт для всех школ.

Ещё один пример – проект «Автоматизация деятельности органов исполнительной власти по модели сервиса (SaaS)». Его суть – использование в учреждениях Калужской области «облачных» решений на платформе «1С:Предприятие 8». Результат – единая информационная система с возможностью удалённого доступа. Экономический эффект достигается за счёт сокращения затрат на обслуживание информационной системы. Проект был представлен на рассмотрение руководителем Центра разработки фирмы КАМИН Андреем Ланьшиным, который также входит в состав Экспертного совета (подробнее – в январском выпуске НоК).

- Что вы посоветуете руководителям как государственных, так и коммерческих организаций? Как получить от поставщика именно то, что требуется?

- Во-первых, будьте внимательны при составлении технического задания и договора. Это хороший, а возможно, и единственный способ противостоять демпингу и недобросовестным поставщикам при проведении закупок. Бывает, правда, и так, что руководитель хочет, как в той сказке, выкроить 7 шапок из одной шкурки. Если это соответствует договору, который вы заключили – предъявить претензию поставщику не получится.

Что делать, если вы хотите, например, закупить компьютеры определённой марки? Иногда в таких случаях при составлении ТЗ начинают прибегать к различным уловкам, вроде: «цвет корпуса – серый». Такие хитрости ФАС, естественно, пресекает. Выход один – указывайте те параметры техники, которые на самом деле являются существенными и которые можно измерить по результатам тестов.

Включайте в стоимость продукта затраты на экспертизу конечного результата. Если задачи будут решены не так, как вам надо, ваши издержки окажутся больше, чем затраты на привлечение экспертов. Мы готовы порекомендовать вам, к кому можно обратиться.

Беседовала Екатерина Шевелева

Опрос
Всего 3 простых вопроса

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и статистических исследований, обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

Принять