«Кто на новенького» или адаптация нового сотрудника в компании

      В реалиях современного мира спрос на работу превышает предложение работодателей. У работодателя есть возможность выбрать нового сотрудника на свой вкус, с учётом своих требований. Но даже если вы нашли своего идеального работника, не стоит забывать о его адаптации в новом коллективе.

     Конечно, можно полагать, что вливание в коллектив – личное дело самого сотрудника. Однако в отличие от государственных и муниципальных структур (школа, армия), в бизнесе то, как стажёр приживётся в новом для себя коллективе, стоит реальных денег. новичок

     Для того чтобы рядовой сотрудник адаптировался в команде и вышел на «точку безубыточности» необходимо три-четыре месяца. Если же это руководитель, то этот срок занимает минимум полгода, а оценить результаты его работы можно будет не раньше, чем через год. А ведь за этими сроками скрываются реальные затраты, например, зарплата. Если же новый сотрудник не смог влиться в коллектив и уволился, то поиск нового кандидата – это новые расходы. Справиться с этой проблемой может помочь инструкция вхождения в должность, где будут прописаны сроки, цели и задачи, которые нужно выполнить новичку. Однако большое количество сложностей со стажёрами можно избежать ещё на стадии приёма на работу. Для этого надо провести тестирование нового сотрудника с целью выявления его психологических качеств и прогнозирования его адаптации в коллективе. 

     Очень важно своевременно и доступно объяснить сотруднику корпоративные правила, существующие традиции в компании, объяснить к кому обратиться по тому или иному вопросу. Новичок должен получить базовые знания о компании и её структуре, которые помогут в его дальнейшей работе. К концу испытательного срока уместным будет проведение аттестации, а в течение самого срока для сотрудника важна обратная связь от руководителя. 

     Быстрее и легче адаптация стажёров проходит в компаниях, которые подготовлены к приёму новичков, например, когда в компании существует система наставничества. За новым сотрудником закрепляется наставник, который знакомит новичка с компанией, её порядками, курирует работу своего подопечного. Но не стоит забывать, что наставничество обязательно должно оплачиваться отдельно. Помочь сотруднику в новой компании могут демонстрации учебных видеороликов. Сюжет фильма может раскрывать реальные ситуации, которые возникают в компании, или же может быть посвящён профессиональному поведению сотрудников. После просмотра подобных роликов можно обсудить увиденное с наставником, высказать своё мнение. 

     Для успешной адаптации сотрудников в коллективе актуальным будет проведение тренингов и деловых игр. Групповая работа на тренинге или в игре позволит наладить связи с коллективом, а принятие совместных решений сплотит команду и создаст дружескую атмосферу. 

     Очень важно, чтобы сама адаптация была бы адаптивной. Каждый новый сотрудник приходящий в компанию испытывает стресс и не всегда в полной мере реализует свои возможности. Хорошо, если кадровая служба компании уделяет процессу адаптации достаточно внимания и работает по чёткому плану. 

     Всё вышеизложенное касается самой организации, а ниже вы найдёте советы, которые помогут сотруднику проявить себя на новом месте работы. 

  • Универсальное правило для всех – улыбайтесь. Улыбка – это сигнал, что у вас всё хорошо, что вы доброжелательно настроены, уверенны в себе и готовы к предстоящей работе. 
  • Правило «Золотой середины». У каждого человека своё личное пространство, границы которого очень легко нарушить. Будьте доброжелательны, но ненавязчивы в общении с коллегами. 
  • Вопросы. Не нужно стесняться и откладывать на потом вопросы, которые вас волнуют. Задавайте их своему работодателю или наставнику. 
  • Знакомство. Не пренебрегайте правилами хорошего тона, представьтесь коллегам, коротко расскажите о себе. Попросите коллег помочь вам адаптироваться. Роль наставника льстит, используйте это в своих интересах, люди с готовностью идут навстречу тому, кто искренне об этом попросит. 
  • Вежливость. Если вы зашли в офис,не забудьте поздороваться, сказать спасибо, если вам оказали помощь и т.д. 
  • «Новая метла». Новшества – это хорошо, но не стоит в период адаптации при каждом удобном случае рассказывать о том, что и как было устроено на вашем предыдущем месте работы. 
  • Внешний вид. В любой компании приняты свои корпоративные правила, и даже если в организации нет строгого дресс-кода, не стоит одеваться вызывающе или же превращаться в «серую мышь». 
  • Не давайте себя в обиду. Если вы стали объектом травли или же коллеги провоцируют вас на конфликт, сделали из вас кофейного «курьера», не позволяйте им этого. Не стоит заискивать перед коллегами, уважать они вас точно не станут. Спокойно и с достоинством объясните, что это (уборка, дежурства не по графику) не входит в ваши обязанности, предложите разделить эти дела на всех. 

     Таким образом процесс адаптации новичка можно сравнить с ситуацией, когда человек попадает в незнакомую компанию. Сначала его встречают по одёжке, дальше у него есть шанс показать себя и заручиться поддержкой союзников. И если человеку будет интересно в этой компании, то он замечательно проведёт время и обзаведётся новыми друзьями. Но не стоит забывать, что провожают «по уму». 

     Главное, чтобы в результате адаптации стажёра уже сложившийся коллектив стал сильнее, сплочённей. Для этого должны присутствовать все необходимые элементы: мудрый наставник, доброжелательные коллеги, инициативный и открытый новичок. Только тогда она себя окупит сполна. А мы, со своей стороны, готовы предложить вам тренинги для укрепления командного духа.

 

Бархатова Марина,

менеджер направления Центр развития персонала

 

Бархатова

 

Опрос
Всего 3 простых вопроса

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и статистических исследований, обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

Принять