5 правил мозгового штурма (Вrainstorming*)

«Можно считать аксиомой тот факт, что количество идей переходит в качество. Логика и математика подтверждают, что чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие идеи. Причём лучшие идеи приходят в голову не сразу».

Алекс Осборн

      Если изучить историю вопроса «Откуда и как появился мозговой штурм?», то окажется, что в том или ином виде эту методику используют очень давно. К примеру, вспомним «семейные советы», на которые собирались все члены семьи для решения насущных проблем. Однако метод обрёл своё нынешнее название и окончательно оформился только в пятидесятые годы прошлого века. 

     Американский журналист Алекс Фаикни Осборн начал использовать мозговой штурм ещё в 30-е годы. В 1942 году он издаёт книгу «How to «Think Up», где описывает первый вариант метода и называет его «brainstorming». Широкому кругу заинтересованных лиц окончательный вариант этой методики стал известен после выхода книги Осборна «Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления» в 1953 году. Также можно встретить и другой перевод названия этой книги «Прикладное воображение: принципы и процедуры творческого решения проблемы». 

     В основе метода лежит предположение, что главными препятствиями для рождения оригинальных идей являются страх отрицательной оценки, боязнь скептических высказываний руководства и коллег. Интересные и нестандартные решения остаются просто не озвученными. brainstorming

     В чём суть этого метода? Метод довольно прост и состоит из одного предварительного и двух основных этапов: этапа генерации идей и этапа анализа и отбора идей. 

     Предварительный этап не менее важен, чем основные, ведь это подготовка самого мероприятия. На этом этапе самое главное чётко сформулировать проблему или задачу, которую необходимо решить. Если задача большая, то её разбивают на подзадачи. Обязательно надо выбрать ведущего и подобрать участников. У ведущего должен быть опыт проведения таких мероприятий. Участников мозгового штурма нужно разделить на две группы. Первая – это участники, которые будут генерировать идеи. Вторая группа – это эксперты, которые будут оценивать выдвинутые мысли. 

     На этапе генерации исключена любая критика в адрес авторов идей. Важно иметь в виду, что под запретом не только критика, но и любой положительный отзыв. Приветствуется непринуждённая обстановка на мероприятии и свободная форма общения. Участники мозгового штурма должны быть раскованными, для этого можно перед началом провести небольшую разминку в игровой форме. Высказываются любые мысли, даже те, которые могут с первого взгляда казаться смешными и глупыми. Высказанные идеи доказывать не надо. 

     Пример такой забавной идеи приводил сам А. Осборн. Во время Второй мировой войны суда, перевозившие военные грузы в Европу через Атлантику, массово гибли от торпедных атак субмарин. Эти корабли были обычными грузовыми судами и не оснащались в полной мере военными орудиями. Алекс служил матросом на одном из таких судов и предложил свободным от вахты морякам отвлечься и провести мозговой штурм на тему того, как можно защитить корабль от торпед. Моряки высказывали различные идеи, в том числе даже «шуточные» – всем встать по борту, дуть в сторону торпеды и не дать ей подплыть к судну. Но эта идея имела продолжение. В следующий рейс по борту установили мощный вентилятор, который своей струёй изменил курс торпеды и спас корабль. 

     На этапе генерации идей есть ещё два важных момента, которые обязательно надо учитывать. Первое – идей должно быть много и нельзя ограничивать их количество. Второе – все первые мысли не будут отличаться оригинальностью, как правило, это шаблоны. Но как только все привычные решения озвучены, у участников начинают появляться оригинальные идеи. Так из количества рождается качество. Все идеи необходимо регистрировать, обычно это делает ведущий. Для записи можно использовать различные технические средства, в частности, аудио и видеозапись. 

     Если среди участников есть и руководители, и рядовые сотрудники, то первыми начинают высказываться сотрудники рангом ниже. Ведущий следит за тем, чтобы слово переходило от одного участника к другому. 

     На следующем этапе идёт оценка и отбор сказанного. При внимательном изучении идей, может оказаться, что некоторые из них повторяют или просто дополняют ранее высказанные. Полезно перед оценкой провести систематизацию и группировку идей, в результате этого список должен сократиться. Активное обсуждение должно завершиться отбором наиболее ценных мыслей. 

     Чтобы мозговой штурм дал положительный результат, просто надо соблюдать пять простых правил. 

     1. На подготовительном этапе должна быть чётко сформулирована задача, подобраны ведущий и две группы участников. 

     2. При выдвижении идей запрещены любые оценки. Цель этапа генерации идей – за короткое время получить их максимальное число. 

     3. Все идеи фиксируются. 

     4. Полученные идеи группируются и систематизируются. 

     5. Выбрать идеи, которые стоит реализовать. 

     Нужно отметить, что проведение мозгового штурма всегда приносит положительный эффект, даже в тех случаях, когда оригинальная мысль так и не появилась. Все стороны этого мероприятия получают уникальный опыт работы в команде, а также становятся активными участниками реализации этих идей.

 

Татьяна Голец, заместитель директора по качеству

Голец

 

Опрос
Всего 3 простых вопроса

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и статистических исследований, обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

Принять